20 марта Глава Республики Дагестан Владимир Васильев обратился с ежегодным Посланием к Народному Собранию Республики Дагестан

22 марта 2019 - Администратор
20 марта Глава Республики Дагестан Владимир Васильев обратился с ежегодным Посланием к Народному Собранию Республики Дагестан

20 марта состоялась 33 сессия Народного Собрания Республики Дагестан. Открыл сессию Первый вице-спикер парламента Сайгидахмед Ахмедов.
В работе сессии приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Ильяс Умаханов, депутаты Государственной Думы Гаджимет Сафаралиев, Юрий Левицкий, Мурад Гаджиев, Валерий Газаев, Абдулмажид Маграмов, депутаты Народного Собрания, члены Правительства, руководители Конституционного и Верховного судов, руководители министерств и ведомств, главы администраций городов и районов, председатели городских и районных собраний депутатов, главы традиционных конфессий, общественные деятели, представители СМИ.
В повестке дня сессии был один вопрос: «О Послании Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан».
С Посланием к Народному Собранию Республики Дагестан обратился Глава Республики Дагестан Владимир Васильев:
«Уважаемые депутаты Народного Собрания Республики Дагестан! Дорогие дагестанцы!
Сегодня перед высоким собранием хочу озвучить видение развития Республики Дагестан на ближайшую перспективу, задачи, стоящие перед нашим обществом и пути их достижения.
Установки Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, обозначенные в Послании, а также определенные «майским Указом» (№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»), являются ключевыми задачами, стоящими перед нами.
Государственная политика будет ориентироваться на решение насущных проблем человека: обеспечение его безопасности, занятости, роста доходов, создание среды, комфортной для проживания, качественного доступного образования и медицинской помощи.
В этих целях за прошедший год мы сформировали планы совместных действий с 28 федеральными органами власти. К примеру, совместно с Министерством транспорта России сформированы такие стратегически важные для республики проекты, как строительство обхода городов Хасавюрт и Дербент, строительство и реконструкция дорожных путей, обустройство пограничных пунктов пропусков, модернизация аэропорта, расширение железнодорожной инфраструктуры и обновление вагоносоставов.
Согласно плану совместных действий с Минстроем России проведена полная инвентаризация незаконно построенных жилых домов и запланирована реконструкция коллектора в Махачкале.
Совместно с Министерством энергетики России проводится работа по приведению в нормативное состояние газового и электросетевого хозяйства. Более подробно на них я остановлюсь позже.
Благодаря совместной работе нашего Правительства с федеральным центром в рамках национальных проектов, только в 2019 году привлечено свыше 14 млрд рублей. Это говорит о росте доверия к Дагестану, но одновременно накладывает большую ответственность на руководителей всех уровней за эффективное и своевременное использование выделяемых средств.
До недавнего времени экономика республики характеризовалась высоким уровнем коррупции и административного давления, что приводило к выводу бюджетных средств через структуры, аффилированные к отдельным представителям власти.
В целях пресечения коррупции и повышения эффективности использования бюджетных средств в республику были приглашены группы профильных специалистов из Прокуратуры (38 прокуроров), Росздравнадзора, федеральных налоговой и антимонопольной служб, фонда обязательного медицинского страхования, медико-социальной экспертизы. Благодаря привлеченным специалистам были выявлены многочисленные нарушения, по которым более 200 человек привлечены к ответственности, из которых свыше 40 должностных лиц - к уголовной. Данная работа продолжается, но уже сейчас я хочу поблагодарить представителей правоохранительного блока, парламента, федеральных органов власти, а также общественности за проводимую работу в очищении экономики и общества.
В текущих условиях для нас актуально стоит вопрос о привлечении компетентных кадров, способных работать на благо республики и внедрять передовые практики.
Проведенный совместно с Администрацией Президента России конкурс «Мой Дагестан», конкурс по формированию кадрового резерва
и открытая политика подбора кадров позволили молодым, амбициозным и профессиональным специалистам прийти в органы власти и управления. Кроме того, многие вернулись в родную республику, пройдя практическую школу федеральных министерств, успешных компаний и передовых регионов России. По итогам конкурсов уже 42 человека назначены на ответственные должности и показывают конкретные результаты. Работа в данном направлении будет продолжена.
Наша задача - создать условия работы, в которых честно и эффективно работать не только престижно, но и выгодно!
Уважаемые коллеги!
О результатах нашей с вами работы будут говорить не столько статистические показатели, сколько ощущение и настроение людей от проводимых изменений. Обратную связь мы можем получить в ходе рассмотрения обращений и встреч с людьми.
Важность такой открытости власти подчеркивает и Президент нашей страны в своем Послании, указывая на необходимость ориентироваться на оценку гражданами всей нашей деятельности.
Важную роль в инициировании и освещении проблемных вопросов играют средства массовой информации.
Любые поступившие сигналы не должны оставаться без своевременного реагирования со стороны органов власти, ведь большинство обращений касается решения вопросов в социальной сфере.
Однако наряду с обращениями, касающимися жизненно важных вопросов, поступают обращения, не требующие приоритетного разрешения.
Коллеги, уважаю всех, вопросов много, но сегодня мы не можем позволить себе решить все их разом. В этой части нам необходимо достигнуть взаимопонимания.
В этом году мы сможем решить большое количество вопросов и по итогам года перейти к тем, которые копились десятилетиями.
Одним из основных вызовов, стоящих перед нами сегодня, является низкий уровень доходов населения. Это касается и заработной платы, и размеров пособий социально незащищенным категориям населения.
Вместе с тем проводимая работа по повышению доходов бюджета, увеличению сбора налогов, регистрации бизнеса, имущества и земель позволяет формировать устойчивую финансовую базу для разрешения этих вопросов.
Неукоснительно должен соблюдаться и принцип, заложенный в Послании Президента России, о сохранении соотношений оплаты труда бюджетников со средней зарплатой по региону.
Прошу Правительство республики продолжить работу по поиску механизмов увеличения в этом году зарплаты учителям, педагогическим работникам дошкольного образования и другим категориям работников бюджетной сферы.
Если год назад мы говорили с вами о поиске источников финансирования, то сейчас мы имеем возможность ставить задачи по эффективному расходованию. И здесь приоритетным является поддержка тех, кто наиболее нуждается в помощи.
Поручаю Правительству по итогам исполнения бюджета за I полугодие текущего года внести предложения по существенному увеличению размеров ежемесячных пособий на ребенка. Отмечу, что получателями пособий являются более 450 тыс. человек.
Кроме того, обращаю внимание, что в республике в последние годы не индексировались пособия и по другим нуждающимся категориям людей (на детей-сирот, на детей, поступающих в первый класс, из малоимущих многодетных семей, единовременные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, специалистам на селе и другие), а это более 160 тыс. человек. Прошу Правительство уже в этом году внести конкретные предложения и по ним.
В рамках исполнения инициативы Главы государства по увеличению выплат по уходу за детьми с инвалидностью и инвалидами с детства первой группы с 5,5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей республике будет дополнительно выделено 2,2 млрд рублей уже в этом году.
Одновременно на особый контроль необходимо взять вопросы трудоустройства инвалидов, создания условий для трудовой и профессиональной реабилитации, обучения востребованным на рынке специальностям и навыкам. Это должна быть совместная работа Министерства труда, глав муниципальных образований и предпринимательского сообщества.
И еще один важный вопрос. В настоявшее время число граждан, имеющих право на получение жилого помещения из республиканского жилищного фонда, составляет 13,5 тысяч человек. Однако с момента принятия в 2006 году этого закона никто из очередников квартиру так и не получил.
Поддерживаю инициативу Правительства республики направить дополнительные доходы бюджета на эти цели и поручаю предусмотреть в бюджете текущего года не менее 300 млн рублей для обеспечения жильем инвалидов первой категории и семей с детьми– инвалидами, проработав механизм предоставления им льготного ипотечного кредитования сроком до 10 лет с приемлемым ежемесячным платежом. Другими словами первоначальный взнос в размере около половины ипотечного кредита возьмет на себя республиканский бюджет. А преимуществом механизма будет, во-первых, предоставление данного жилья в собственность (напомню, что согласно текущим правилам жилье предоставляется в социальный найм), а во-вторых, механизм ипотечного кредитования дает человеку право уже сейчас воспользоваться федеральной поддержкой и получить дополнительно субсидию в размере материнского капитала (453 тыс. руб.), а семьям с тремя и более детьми получить дополнительную льготу из федерального бюджета в размере 450 тыс. рублей для погашения ипотеки.
Помимо этого, в недавнем Послании Главы государства обозначены меры по улучшению жизненных условий населения, которые также коснуться дагестанцев. А именно: субсидирование процентной ставки до уровня 6 процентов годовых по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным семьям с двумя и более детьми, на весь срок действия таких кредитов; уменьшение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в отношении жилых домов, а также на земельные участки для семей, имеющих трёх и более детей.
Приняты меры по наведению порядка в системе медико-социальной экспертизы. Выявленные факты признания инвалидами лиц, не имеющих на то медицинских показаний, позволили сохранить 1 млрд 700 млн рублей.
Уважаемые коллеги!
Одной из важнейших сфер, обеспечивающих социальное благополучие общества и людей, является здравоохранение.
Приоритетными задачами здесь являются повышение качества оказываемой медицинской помощи, снижение смертности, в том числе младенческой, улучшение лекарственного обеспечения, а также внедрение передовых технологий.
В предыдущие годы система организации медицины в республике имела грубые нарушения в системе финансирования медучреждений, обеспечения лекарствами, а также проведения закупок. Поступали многочисленные жалобы со стороны пациентов на качество медицинских услуг и поборы в лечебных учреждениях.
Имея в республике все условия для лечения пациента, его направляли в медицинские организации других регионов. Таким образом, наш территориальный ФОМС оказался должником перед другими региональными фондами в объеме 1 млрд 370 млн рублей. Имели место случаи, когда деньги ФОМСа уходили не на лечение, а на аренду помещений для частных медицинских организаций.
Это упущенная возможность, в сумме долга значительная часть могла быть направлена на повышение уровня заработной платы медицинских работников республики.
Благодаря проводимой государственной политике по оздоровлению финансов нам удалось в 2018 году в 4 раза (666,8 млн рублей) увеличить затраты на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.
В текущем году объем расходов также увеличен еще на 15% и достиг 780,8 млн рублей.
Это позволило значительно улучшить ситуацию с обеспечением льготников лекарствами. Необходимо продолжить работу в этом направлении с учетом повышения прозрачности механизма доведения лекарств до льготников.
В 2019 году планируется строительство 11 объектов здравоохранения, в том числе Республиканского противотуберкулезного диспансера в г. Махачкале, запущена новая современная централизованная лаборатория, созданная в рамках государственно-частного партнерства, в ближайшее время будет введен в эксплуатацию Республиканский онкологический диспансер. Суммарно будет создано более 200 рабочих мест.
С каждым годом увеличивается число медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. Так, в 2018 году почти 6 тыс. дагестанцам была оказана такая помощь, прирост составил порядка 30%. В 2019 году запланировано увеличить данное значение еще на 35% - высокотехнологичную помощь в этом году получат более 7 тысяч жителей республики.
Министерству здравоохранения необходимо обеспечить внедрение информационных технологий, функционирование в полном объеме информационной системы, включая запись на прием к врачу в электронном виде и ведение электронной истории болезни пациента, предоставить возможность получения информации об обследованиях в личном кабинете на информационных порталах медицинских учреждений.
Развитие высокотехнологичной медицины позволит создать условия для привлечения врачей, получивших хорошую практику за пределами республики, имеющих высокую квалификацию и авторитет в своей специальности.
Большое подспорье – привлечение молодых специалистов в сельское здравоохранение в рамках программы «Земский доктор». В 2019 году планируется направить 224 врача и 10 фельдшеров (в 2018 году в рамках данной программы трудоустроено 202 специалиста).
Одной из задач, поставленных в Послании Главы государства, является обеспечение до конца 2020 года населения медицинской помощью во всех без исключения населенных пунктах. Здесь нам предстоит решать вопросы строительства и модернизации врачебных амбулаторий и фельдшерских пунктов.
Люди не должны по каждому случаю ездить в Махачкалу, а получать качественную помощь на местах.
Благодаря поддержке Президента страны в Ботлихском районе реализуется пилотный проект по созданию опорной больницы, оснащенной современным оборудованием, включая компьютерный томограф. Считаю необходимым создать подобные опорные больницы и в других районах республики.
В целях улучшения работы службы скорой медицинской помощи и оказания первичной медико-санитарной помощи населению республики в текущем году будет закуплено за счет средств республиканского бюджета более 70 автомобилей скорой медицинской помощи (2018 год – 24 автомобиля за счет федерального бюджета) и 50 флюорографических аппаратов (потребность - 80).
Коллеги, в республике отмечается рост заболеваемости населения инфекционными заболеваниями. Это в том числе результат роста числа непривитых детей по причине отказа родителей от проведения вакцинации.
Как говорят, врачи, бабушки и дедушки – за, а некоторые родители, опираясь на непроверенную информацию из Интернета, - против прививок.
Прошу депутатов, глав муниципальных образований, общественные организации и всех неравнодушных включиться в эту дискуссию, цена которой жизнь и здоровье детей. Также прошу ответственные органы организовать разъяснительную работу с населением о необходимости вакцинации.
Уважаемые друзья!
В 2019 году мы приступили к реализации национального проекта «Образование», направленного на развитие общего и среднего профессионального образования, развитие способностей и талантов у детей и молодежи, волонтерства и цифровизации образования, воспитание нового поколения граждан, способных взять на себя ответственность за судьбу страны и конкурировать на рынке труда. Качественное и современное образование в республике должно стать социальным лифтом для молодого человека.
Нам необходимо сохранить темпы создания мест в детских садах и выполнить поручение Президента России В.В. Путина по ликвидации очередности для детей раннего возраста к концу 2020 года.
Для республики с нашей рождаемостью это невозможно реализовать в рамках бюджета.
В минувшем году мы построили 20 дошкольных учреждений, в 2019 году планируется строительство 52 детских садов. На эти цели привлечено 4 млрд рублей из федерального бюджета.
Однако этого недостаточно, необходимо задействовать имеющиеся формы взаимодействия с бизнесом, такие как государственно-частное партнерство. Мы готовы оказать полную поддержку предпринимателям.
Также приоритетом работы на ближайшую перспективу станут создание современной образовательной инфраструктуры и ликвидация трёхсменного обучения в школах.
С этого года мы приступаем к строительству 33 школ на 11047 ученических мест. На эти цели из федерального бюджета мы получили более 3,9 млрд рублей.
Успешным стал опыт реализации проекта «100 школ»: в 2018 году совместно с меценатами и органами местного самоуправления обеспечено улучшение материально-технического состояния 117 школ.
Этот опыт получил широкую поддержку. Хочу отметить, что эти работы осуществлялись при активном участии депутатского корпуса. Большое спасибо меценатам – людям, которые не просто вложили свои средства, но показали свое отношение к детям, к малой Родине и служат примером для остальных. Сегодня они присутствуют в этом зале: давайте поблагодарим их!
В 2019 году на продолжение реализации этого проекта предусмотрено 300 млн рублей на 150 школ.
В прошлом году мы закупили 140 школьных автобусов за счет средств федерального бюджета, в текущем году за счет республиканского бюджета закупим еще 95 автобусов. И это не покрывает всей потребности, необходимо закупить еще 168 автобусов.
Безусловным приоритетом является поддержка сельских школ. В 168 сельских школах будет обновлена материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей.
Длительное время не решался вопрос обеспечения учебниками, родители жаловались, что вынуждены были покупать их за личный счет. Несмотря на принимаемые меры, обеспеченность учебниками в 2018 году составляла 58 процентов. Благодаря поддержке Правительства России закуплены и доведены учебники в каждую школу на 100 процентов. Министерству образования и науки республики совместно с депутатами и родительскими комитетами необходимо данный вопрос взять на особый контроль, каждый школьник должен быть обеспечен учебниками.
Школа должна стать не только центром обязательного образования, но и профориентации. Подготовка детей к самостоятельному, осознанному выбору профессии – задача, которая должна решаться на всех уровнях образования.
Профориентационная работа должна идти как на уровне школы, так и профессиональных учебных заведений и промышленных компаний. Дни «открытых дверей» для школьников на предприятиях и в учебных заведениях должны стать системными.
У нас на предприятиях сегодня дефицит инженерных кадров и специалистов-технарей, нет притока молодых кадров на производство, поэтому наши учебные заведения должны ориентироваться на решение этой проблемы.
Сегодня эффективным инструментом для подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств выступает движение Ворлд Скиллс (WorldSkills). Нам необходимо активнее к этой работе привлекать отраслевые министерства республики и предприятия, а также ускорить модернизацию среднего профессионального образования в республике.
Создание новой цифровой образовательной среды «Кванториум», АйТи-куб (IT-cube), открытие центра просвещения «Люминари» (Luminary) дают возможность привить вкус к творчеству в самых востребованных для республики профессиях.
Обеспечение образовательного процесса невозможно без высококвалифицированных педагогических кадров. Особенно остро ощущается нехватка учителей в селах. Нами разработан и в 2019 году будет реализован республиканский проект, в рамках которого предусматриваются меры материальной и социальной поддержки педагогических работников, выезжающих в образовательные организации, расположенные в сельской местности, с 1 сентября 2019 года. Отмечу, что аналогичное поручение (проект «Земский учитель») содержится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, и реализация его запланирована на 2020 год.
Нам нужно вывести на уровень современных требований систему летнего отдыха детей. На постоянной основе работает комиссия по подготовке к организации детского оздоровительного отдыха, ведется работа по возврату незаконно захваченных земельных участков, принадлежащих детским лагерям.
В этом году мы планируем применить механизм государственно-частного партнерства для модернизации и реконструкции детского лагеря, находящегося на морском побережье. Подобную практику целесообразно распространять. Вкупе с профориентацией, отбором одаренных детей такие летние и круглогодичные лагеря отдыха были бы вполне привлекательны для наших предприятий и бизнес-сообщества.
Уважаемые коллеги!
Сегодня, решая задачи улучшения жизни людей, мы будем формировать качественно новую систему управления социально-экономическим развитием территорий, главным в ней будет целенаправленная работа с главами муниципальных образований по повышению их уровня подготовки.
Проведен ряд семинаров-совещаний по актуальным проблемам территориального развития, и в дальнейшем будем ежеквартально встречаться в таком формате. Данная практика показала свою эффективность как на федеральном уровне, так и во многих субъектах России.
По итогам двухдневного семинара в конце 2018 года главы муниципалитетов в группах составили перечень проблемных вопросов развития, обсудили возможное решение проблем и теперь прорабатывают варианты их реализации.
Хотел бы отметить, что уровень налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты в среднем вырос на 18,4 процента, оживилась деятельность инвесторов, меценатов, благодаря которым мы запустили ряд важных совместных социальных проектов.
Рост налоговых поступлений, в том числе в муниципалитетах, позволил нам расширить возможности Республиканской инвестиционной программы, в рамках которой строятся объекты социальной и инженерной инфраструктуры районов и городов республики.
В 2019 году объем средств программы составил 16,2 млрд рублей, что в 5 раз выше уровня предыдущего года. Это позволит нам охватить финансированием 175 объектов, из которых около 100 объектов предполагается ввести в эксплуатацию до конца года, в том числе 28 школ, 22 детских сада, 28 объектов водоснабжения и водоотведения, 3 больницы, 3 спорткомплекса, более 100 км газовых сетей.
Важно сказать, что при этом будет возобновлено 60 ранее приостановленных строек, в том числе 14 объектов, простоявших более трех лет, и 37, замороженных на срок более пяти лет. Среди них уже в этом году мы введем 7 школ на 1937 ученических мест и 2 пришкольных спортзала на 576 квадратных метров, 1 детский сад на 60 мест, 2 районные больницы на 134 койкоместа, 1 спорткомплекс на 722 квадратных метра, 259 км водопроводных и 68 км газовых сетей.
При сохранении аналогичных объемов финансирования программы в последующие годы мы можем перейти от решения проблемы незавершенного строительства к выравниванию уровней обеспеченности муниципальных образований республики социальной и инженерной инфраструктурой. Вместе с тем необходимо обеспечить разработку новых подходов к формированию инвестиционной программы, которые будут учитывать фактическую обеспеченность инфраструктурой каждого населенного пункта и позволят нам в ближайшее время заметно улучшить качество жизни людей и сократить отставание от среднероссийских показателей.
Необходимо активнее поддерживать инициативы граждан по развитию и благоустройству своих поселений. Люди зачастую сами начинают ремонтировать местные дороги, проводить воду, свет, канализацию, уличное освещение, обустраивать территорию, развивать общественную инфраструктуру. Их инициативы надо поддерживать.
Поручаю Правительству Республики Дагестан с учетом опыта субъектов Российской Федерации возобновить на качественно новом уровне реализацию республиканской программы поддержки местных инициатив и уже в этом году предусмотреть 200 млн рублей на софинансирование этих мероприятий.
Отдельный актуальный вопрос – сохранение сельских, особенно горных, территорий для молодежи как основной созидательной силы. Проблема в том, что молодые люди уходят из этих мест, после окончания учебы сюда в основном не возвращаются. В селах нет современных условий, достойной работы, а соответственно, нет интереса и перспективы строить здесь планы на жизнь.
В этой части приняты важные решения в области законодательства:
- снижена налоговая нагрузка в горных и равнинных территориях по патентной системе налогообложения;
- повышена доступность механизма получения земельных участков в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов с учетом зональной классификации территорий.
Продлена программа развития горных территорий, которая направлена на поддержку предпринимателей в горных районах республики.
Примером привлечения земляков-инвесторов является Дербент, у которого появились серьезные финансовые возможности по развитию города с приходом новой команды. Мы видим, как здесь формируется практика эффективного государственно-частного партнерства.
Город активно принимает участие в федеральных проектах, в том числе по формированию комфортной городской среды, стал победителем всероссийского конкурса «Исторические поселения», получив грант на сумму 50 млн рублей. Хотелось бы также отметить участие Дербента в проекте «Умные города субъектов России», позволяющем внедрить новые технологические решения в ежедневную жизнь горожан, сэкономить десятую часть средств городского бюджета. Прорабатывается также вопрос финансирования мероприятий по разработке стратегии пространственного развития Дербента, а также передачи федеральных земель в черте города для жилищного строительства.
Уважаемые главы, присмотритесь к тому, как здесь поставлена работа, какие будут результаты.
Одним из важных критериев оценки эффективности деятельности муниципальных чиновников должен стать рост количества субъектов предпринимательства, их оборота, поступлений от них налогов в бюджет, созданных рабочих мест. Руководителям на местах необходимо в ежедневном режиме содействовать предпринимательским инициативам, снимать административные барьеры, оказывать реальную помощь малому бизнесу. Нужно обеспечить прозрачный и конкурентный доступ предпринимателей к государственным и муниципальным закупкам, к аренде государственного и муниципального имущества, к средствам господдержки.
А мы в свою очередь будем ежеквартально оценивать эффективность работы глав муниципалитетов и принимать соответствующие организационные решения.
В целях повышения инвестиционной привлекательности региона совместно с муниципалитетами были созданы две территории опережающего экономического развития (ТОСЭР) – «Каспийск» и «Дагестанские Огни». Кроме налоговых льгот и преференций, мы берем на себя обязательства по обеспечению каждого инвестпроекта на указанных территориях всей необходимой инфраструктурой.
Таким образом, условия по формированию благоприятной предпринимательской среды мы создали. В то же время я буду постоянно напоминать о социальной ответственности бизнеса. И в первую очередь - через уплату всех налогов. Да, мы должны идти навстречу, обеспечивать комфортный деловой и инвестиционный климат. Но и бизнес-сообщество должно адекватно воспринимать наши шаги, в первую очередь, понимая, что развитие региона, исполнение социальных обязательств, рост зарплаты учителей, врачей и других «бюджетников» мы можем обеспечивать, полагаясь во многом на средства, которые бизнес перечисляет в бюджет в виде налогов. Необходимо создавать такие условия, когда работать прозрачно и честно будет выгоднее.
Уважаемые коллеги!
Одним из актуальных вопросов инфраструктурного развития населенных пунктов республики является проблема обеспечения населения водой. В прошлом году введено в эксплуатацию 9 объектов водоснабжения, в том числе 3 долгостроя с общим объемом финансирования 363 млн. рублей (республиканский бюджет).
В этом году значительную часть дополнительных доходов в объеме 1,7 млрд рублей мы выделили на строительство 30 объектов водоснабжения в 18 муниципальных образованиях, из которых уже до конца этого года будут введены в эксплуатацию 25 объектов, что позволит обеспечить качественной водой более 500 тыс. человек.
Кроме того, часть средств на бурение новых артезианских скважин, а также на установку систем очистки воды, в размере более 4,4 млрд рублей мы получим из федерального бюджета в рамках проекта «Чистая вода» на 2019-2024 годы, в том числе 146,6 млн рублей – уже в этом году.
Продолжается строительство водохранилища в Сулейман-Стальском районе, которое может стать источником водоснабжения города Дербента, необходимо также решить вопрос строительства водохранилищ в Левашинском районе и городе Южно-Сухокумске для обеспечения водой более 160 тысяч человек.
Мы перешли к системной работе над решением задачи по обеспечению населения качественной питьевой водой. В связи с чем главам муниципалитетов необходимо обеспечить своевременное оформление документов, эффективное и целевое расходование бюджетных средств.
Уважаемые коллеги!
Топливно-энергетический комплекс республики является одним из основных источников развития, который сегодня используется, мягко говоря, неэффективно. Тут масса нерешенных проблем: в электричестве, газе и развитии нефтяного сектора.
В области газа мы перешли от разговоров к реальному наведению порядка.
С начала 2018 года выведено из тени около 1,5 тысяч промышленных и коммунально-бытовых потребителей газа с общим годовым объемом потребления в размере 400 млн рублей.
При этом только за последние три месяца, после поручения Президента страны (от 29 ноября 2018 г. №Пр-2254) по развитию ТЭК Республики Дагестан, легализованы поставки газа промышленной категории потребителей на сумму порядка 360 млн рублей, увеличилась оплата по этой категории потребителей на 171 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Прекращено потребление неучтенного газа кирпичными заводами (44 завода), работавшими методом открытого обжига. Экономия газа при этом составила на сумму свыше 660 млн рублей.
Приведено в соответствие с законодательством потребление газа более 400 теплиц, то есть, по-простому говоря, прекращено воровство газа на тепличных хозяйствах. Недавно участвовал в открытии современной теплицы в Ленинкенте. Так этой теплице газовые службы установили завышенный тариф как сверхлимитное потребление. Такое отношение, когда законопослушный потребитель несет дополнительную нагрузку, тем самым создавая нездоровую конкурентную среду, нельзя допускать.
В результате проведенных мероприятий экономический эффект от выведения промышленных потребителей газа из тени составляет более 1 млрд 400 млн рублей. Хочу заметить, это только без учета населения.
В Республике утверждена программа газификации на 2108-2022 годы. В текущем году будет введено в эксплуатацию более 100 км газопроводов, что позволит улучшить бытовые условия более 6 тысяч хозяйств. Но этого крайне мало.
Жизнь не стоит на месте, республика развивается, растет. В результате нашей работы по инвентаризации сетей пришло четкое понимание, что требуется корректировка данной программы в сторону увеличения.
Одной из перспективных отраслей топливно-энергетического комплекса республики является нефтяная отрасль.
С января текущего года началась перевалка туркменской нефти через Махачкалинский торговый порт, объемы которой, по прогнозным данным, составят 1,5 млн тонн в год. С учетом перевалки казахской и туркменской нефти, прогнозируемый объем перевалки за 2019 год может составить 3,5 млн тонн, что в 3,5 раза больше чем в 2017 году.
Это стало возможным благодаря принятым мерам по прекращению хищений, которые происходили в этой сфере.
Увеличение перевалки нефти позволило загрузить нефтепровод Махачкала-Новороссийск и мощности нефтеперерабатывающего завода по переработке нефти «Дагестанские новые технологии». В 2019 году стоит задача доведения переработки проектной мощности до 1 млн тонн в год и начала работ по строительству второй очереди инвестиционного проекта, позволяющего увеличить объемы переработки нефти до 2,5 млн тонн в год, обеспечить глубокую переработку и получение высокооктанового бензина, а также моторного топлива класса ЕВРО-5.
В перспективе выпускаемый объем готовых нефтепродуктов позволит полностью обеспечить потребности республики в моторном топливе.
Здесь хочу отметить, как наведение порядка в одном сегменте дает нарастающие эффекты. Прекратили воровство - пошла нефть, загрузили завод и нефтепровод, будет обеспечен потребитель качественным топливом, и соответственно, на каждом этапе будут налоговые поступления и рабочие места.
В каждом секторе ТЭКа республики предстоит большая работа. Мы работаем с нашими партнерами - «РОССЕТИ», «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «РОСНЕФТЬ», «РУСГИДРО» - над достижением поставленных задач.
По мнению специалистов, состояние электросетевого комплекса республики оценивается как критическое, объекты, построенные преимущественно в 70-80-х годах прошлого века, изношены более чем на 70 процентов. При этом потребление электроэнергии за последние 10 лет возросло в полтора раза. Особенно большой рост наблюдается в горных районах. Электрические сети работают на пределе.
Летом прошлого года структурами ПАО «Россети» были проведены масштабные учения. В 6 наиболее проблемных муниципальных образованиях осуществлены работы по приведению в нормативное состояние объектов электросетевого хозяйства, что позволило избежать аварий в осенне-зимний период. Помимо технической работы по ремонту объектов проведен технический аудит электросетевого хозяйства.
Правительство республики совместно с ПАО «Россети» и Минэнерго России продолжит реализацию пятилетней программы модернизации электросетевого хозяйства республики.
На основе результатов полной инвентаризации электросетевого имущества, проводимой министерствами совместно с администрациями муниципальных образований, необходимо обеспечить постановку выявленного бесхозяйного имущества на кадастровый учет с регистрацией прав собственности на них.
В целях сокращения дефицита электроэнергии следует принять меры по развитию генерации электроэнергии, включая техническое перевооружение и реконструкцию существующих гидроэнергетических сооружений, рассмотреть строительство малых ГЭС, использование возобновляемых источников энергии. Имея значительный потенциал развития, мы сегодня используем лишь десятую часть гидроресурсов рек Сулакского и Самурского бассейнов.
Правительству вопросы генерации необходимо взять на особый контроль, совместно с инвесторами, специалистами Русгидро выработать конкретные предложения по развитию.
В целях недопущения роста тарифов на электроэнергию (что предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации № 534) по нашему обращению Правительством Российской Федерации даны поручения Минэнерго России и ПАО «Россети» по подготовке соответствующих изменений в постановление Правительства России. Правительству республики необходимо контролировать и сопровождать прохождение данного решения.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
В дорожном хозяйстве накопился большой объем незавершенного строительства и объектов–долгостроев. К примеру, так называемый «Хаджалмахинский спуск» в Левашинском районе - 12 км реконструируется с 2012 года. В этом году этот объект должен быть завершен! Вместе с тем на этой же дороге, на другом участке, было запланировано строительство моста стоимостью 1,6 млрд рублей, по результатам пересмотра сметной документации которого удалось снизить его стоимость на 500 млн рублей. 
Этому способствовала слаженная работа Министерства транспорта республики с федеральным Министерством по пересчету сметной стоимости объектов по государственным контрактам.
В целом приоритетом в дорожном хозяйстве должно быть завершение начатых в прошлые годы объектов. Это направления к районным центрам и наиболее загруженные дороги с интенсивным движением.
Нами уже проведена большая работа с Министерством транспорта Российской Федерации по вопросам развития федеральных дорог в Дагестане. В этом году завершается реконструкция трех крупных дорожных объектов на территории республики, в том числе мост через р. Самур на пограничном пункте пропуска Яраг–Казмаляр.
Выработаны решения по вопросу строительства обходов городов Хасавюрт и Дербент. Достигнутые договорённости должны быть доведены до конца. Теперь необходимо на уровне местных властей и профильных министерств оперативно, без бюрократических проволочек снимать вопросы, возникающие в ходе проектирования.
Особое внимание хочу обратить на земельные вопросы и не только в зоне строительства, но и на прилегающих территориях. Предупреждаю глав соответствующих муниципальных образований, что спекуляции с земельными вопросами в полосе отвода земель под строительство указанных дорог не допустимы. Этот вопрос – сфера вашей персональной ответственности!
Нам предстоит большой объем работы по проекту «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого предполагается ремонт 72 внутригородских улиц Махачкалы и 15 км республиканских подъездных дорог. Необходимо своевременно завершить все намеченные мероприятия на высоком качественном уровне. Прошу особое внимание уделить подъездной дороге к посёлку Новый Хушет - это разгрузит город Махачкалу.
Прошу Правительство республики оказать содействие Администрации города Махачкалы в реализации проекта.
Необходимо продолжить работы по доведению асфальтированных дорог до райцентров 5 горных муниципальных районов. В этом году предусмотрены средства на завершение строительства асфальтированной дороги до райцентра Цумадинского района.
В текущем году мы предусмотрели средства на поддержку развития местных дорог в объеме 771 млн рублей, запустив, по сути, новый механизм. Так, весь объем транспортного налога будет возвращен муниципальным образованиям в виде субсидий на строительство и ремонт улично-дорожной сети, по которой к нам поступают многочисленные обращения граждан. Теперь имеет большое значение, как будут спланированы и реализованы эти мероприятия. Необходимо тесное взаимодействие с общественностью как на этапе планирования, так и в ходе выполнения работ. 
За прошлый год в Дагестане в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 368 человек (на 66 человек меньше, чем в 2017 году)! Еще 2630 были ранены!
В прошлом году установлено 102 камеры фото-видеофиксации на самых опасных участках трасс. Это дало результат - за два месяца текущего года смертность от ДТП снизилась на 27,5 %. Нам дорога каждая жизнь! Поручаю Правительству продолжить эту работу. В текущем году необходимо обеспечить функционирование 230 рубежей системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Основываясь на положительном опыте отдельных регионов, предлагаю главам городов проработать вариант внедрения пилотного проекта «Народный инспектор», когда сами граждане через мобильное приложение могут фиксировать нарушения правил дорожного движения и информировать об этом автоинспекцию, способствуя повышению дисциплины на дорогах.
В текущем году было подписано соглашение о взаимодействии с ОАО «Российские железные дороги», которое предполагает реновацию инфраструктуры железнодорожных вокзальных комплексов и расширение спектра услуг, предоставляемых пассажирам на вокзалах.
Хотел бы отметить и положительную динамику развития пригородного железнодорожного транспорта. По итогам 2018 года заменены три состава пригородных поездов из пяти действующих, количество отправленных пассажиров выросло за год почти на 60 процентов и составило более 560 тыс. человек.
Учитывая многочисленные обращения жителей республики, Минтрансу РД необходимо проработать вопрос оптимизации работы пригородного железнодорожного транспорта и обеспечить ввод не менее двух пар дополнительных поездов по наиболее востребованным маршрутам.
Открытие новых авиамаршрутов позволило увеличить пассажиропоток международного аэропорта Махачкала в 2018 году до 1,2 млн человек.
В 2018 году начата активная системная работа по легализации сферы пассажирских перевозок автомобильным транспортом, качественному и безопасному обслуживанию пассажиров. Минтрансу РД совместно с контрольно-надзорными органами предстоит продолжить эту работу.
Уважаемые коллеги!
Совместными усилиями мы остановили в городах самовольное жилищное строительство. В республике выявлено более 400 многоквартирных жилых домов, строительство которых осуществлялось с нарушением законодательства о градостроительной деятельности. По всем выявленным объектам необходимо провести обследование и принять решение о целесообразности дальнейшего ввода домов в гражданский оборот. Главная задача в этом вопросе – обеспечить безопасность граждан. Стоимость работ по обследованию указанных домов составляет 210 млн рублей. В настоящее время в Минстрое России решается вопрос о выделении республике средств на эти цели.
Также было принято важное решение по возобновлению строительства коллектора в Махачкале. Из-за воровства объект не был введен в эксплуатацию. В 2018 году проведена работа по обследованию, а также подготовке проектно-сметной документации, в результате чего стоимость объекта снижена с 14,8 млрд рублей до 7,3 млрд рублей, то есть более чем в 2 раза!
Предварительная договоренность с Минстроем России достигнута на выделение в 2019 году около 3 млрд рублей на продолжение строительства данного объекта. Правительству поручаю взять этот вопрос на особый контроль и проработать в федеральных органах.
За последние годы из-за уплотнения и беспорядочного строительства Махачкала практически потеряла многие зоны общественного назначения, скверы и аллеи, территории детских садов и школ. Нам оказало помощь Правительство Москвы и подарило 350 млн рублей на реконструкцию площади им.Ленина и прилегающих территорий. К обсуждению проекта по реконструкции привлечена и общественность.
Этот проект должен явиться отправной точкой в реконструкции исторической части города.
Здесь следует отметить необходимость комплексного подхода к благоустройству общественных пространств, в том числе увязав между собой программы «Формирования комфортной городской среды», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реконструкции линий электропередачи, сетей водоснабжения и водоотведения, реконструкции объектов культурного наследия. В первую очередь, этот подход надо применить при реконструкции исторической части Махачкалы. А то получается – благоустроили двор, но нет к нему подъездной дороги, асфальтировали улицу, а фасады не привели в порядок и висят провода, а через месяц ремонтируют водопровод под этой дорогой.
Много нареканий со стороны горожан мы слышим по поводу качества дорог, особенно на окраинах, на территории бывших садоводческих товариществ, новых микрорайонов города, имеются проблемы в работе общественного транспорта.
Важно уделить внимание совершенствованию инфраструктуры общественного транспорта и формированию комфортной пешеходной среды. Это касается всех городов республики.
На реализацию проекта «Формирование комфортной городской среды» в республике предусмотрены средства в размере более 1 млрд рублей. Эти средства должны быть освоены эффективно и в срок. За несвоевременное выполнение мероприятий этой программы в 2018 году отстранен от должности глава одного из городов республики. Еще раз обращаюсь к главам: от качества вашего взаимодействия с населением, активности его участия в обсуждении проектов, своевременности подготовки соглашений и контрактов с подрядчиками, проведения необходимых согласований зависит окончательный результат, который на постоянном контроле будет у меня.
Уважаемые коллеги!
Считаю важным обеспечить эффективность управления государственным имуществом республики. В 2018 году мы полностью поменяли нормативную базу для этой работы, и сейчас необходимо наладить ее исполнение.
Правительству республики - завершить формирование реестра свободных земельных участков и помещений, которые могут быть предоставлены для ведения предпринимательской деятельности, а также обеспечить разработку открытого информационного портала по земельному фонду Республики Дагестан.
Я получаю множество обращений от жителей республики по вопросам нарушений в земельных отношениях, в том числе по неэффективному использованию сельхозземель.
Поручаю Правительству республики обеспечить создание информационного портала с открытой отчетностью всех арендаторов и землепользователей – это станет дополнительным инструментом общественного контроля и позволит начать системную работу по прекращению договорных отношений с недобросовестными арендаторами.
В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2019 года мы перешли на определение налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Для этого был принят соответствующий региональный закон. Благодарю депутатов, которые поддержали это решение.
Необходимо обеспечить проведение государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения. Кадастровая оценка должна быть проведана максимально прозрачно и, самое главное, справедливо. Она не должна превышать рыночную стоимость. Депутатский и общественный контроль убережет нас от ошибок.
Поручаю Правительству республики организовать совместно со специалистами Минэкономразвития России и Росреестра работу по кадастровой оценке и завершить ее до конца текущего года. Необходимая поддержка со стороны федеральных органов будет оказана.
Опыт такой совместной работы в Краснодарском крае, где кадастровая оценка была проведена за аналогичный период в отношении 2,8 млн объектов, подтверждает реализуемость этой задачи в Республике Дагестан в отношении 1,6 млн объектов.
Уважаемые депутаты!
Мы неоднократно говорили об избыточности доли «теневой» экономики в республике – по вашим оценкам от 40 до 60 процентов. При этом налоговая нагрузка в среднем по экономике составляет лишь 5,5 процента, в то время как по Российской Федерации этот показатель превышает 10 процентов. В 2017 году у нас налоговая нагрузка была еще меньше – 4,9 процентов, и небольшой ее рост показывает результаты нашей работы по выводу экономики из «тени».
Незначительное увеличение налоговой нагрузки - на 0,6% - за прошедший год обеспечило дополнительное поступление в консолидированный бюджет республики в размере 6 млрд рублей. Представьте, какие возможности будут у республики при достижении среднероссийских значений.
Об уровне теневой экономики можно судить при сравнении показателей налоговой нагрузки в сфере розничного товарооборота. Так, в Республике Дагестан при значительных объемах оборота розничной торговли доля налоговых поступлений составляет 0,3 % (615 млрд руб. – оборот розничной торговли, 2,1 млрд руб. - налоговые поступления). При этом по Ставропольскому краю доля налоговых поступлений составляет 0,8 % (510 млрд руб. - оборот розничной торговли, 4,2 млрд руб. - налоговые поступления). Таким образом, при меньших объемах розничной торговли в 1,2 раза соседи собирают в 2 раза больше налогов в этой сфере.
В рамках работы по легализации предпринимательской деятельности в течение прошлого года на налоговый учет поставлены 3695 субъектов малого и среднего предпринимательства, 7,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, 36,2 тыс. человек оформили свои трудовые отношения с работодателями.
Определенный результат этой работы уже есть. Только по автозаправочным станциям г. Махачкалы в 2018 году сумма уплаченных налогов и страховых взносов выросла почти в 3 раза и составила около 180 млн рублей, поставлено на налоговый учет 42 заправки, заключено 705 трудовых договоров.
Мы встречались с предпринимателями, многие нас услышали и увеличили налоговые отчисления, оформили трудовые отношения со своими работниками. Мы будем всячески поддерживать таких предпринимателей, в первую очередь, реагируя на сигналы об излишней «опеке» со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
В целом в результате проводимой работы объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики увеличился на 20 процентов или на 6,5 млрд рублей, что нам позволяет решить ряд социальных задач, которые годами не находили своего решения. 
Уважаемые коллеги!
Важное значение для региона имеет развитие промышленности, которая дает треть налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики, создает высокопроизводительные рабочие места.
Учитывая, что индустрия Дагестана по-прежнему ориентирована на выполнение гособоронзаказа, мы оказываем поддержку нашим предприятиям (ОАО «Концерн «КЭМЗ», ОАО «Завод «Дагдизель», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Электросигнал») в привлечении заказов Минобороны России и имеем хорошие перспективы.
В частности, Минобороны России принято решение об организации на территории АО «Завод «Дагдизель» специализированной производственно-технической базы по сервисному обслуживанию и ремонту судов Каспийской Флотилии, что позволит создать до 500 новых рабочих мест. Поручаю Правительству сопровождать эти и другие вопросы до полного их решения.
Мы начали сотрудничать с Объединенной авиастроительной корпорацией в части кооперации по производству продукции и комплектующих. Компания заинтересована в привлечении предприятий республики к выпуску продукции для гражданских и военных самолетов.
В текущем году нужно продолжить работы по созданию промышленных кластеров, привлечению резидентов в созданные индустриальные парки и на территории опережающего социально-экономического развития.
Необходимо активизировать работу по организации выпуска на промышленных предприятиях современной гражданской продукции, подготовке и переподготовке профессиональных кадров рабочих специальностей, налаживанию более тесной взаимосвязи науки и производства. На эти направления должен быть сориентирован Фонд развития промышленности республики, которому в бюджете текущего года предусмотрено 110 млн рублей.
В этой связи также заслуживают особого внимания инициативы руководителя концерна «КЭМЗ» Ибрагима Ахматова в части приобретения новых компетенций на промышленные предприятия республики от госкомпании «Ростех», что предполагает возможность создания в республике научно-производственных подразделений, промышленных технопарков, других высокотехнологичных производств. Кроме того, концерном «КЭМЗ» представлены предложения по созданию условий для поступления выпускников средних школ на технические факультеты ВУЗов в целях подготовки кадров для промышленности республики.
Уважаемые коллеги!
Агропромышленный комплекс является ключевой отраслью экономики республики, определяющей уклад жизни и уровень благосостояния более миллиона человек, проживающих в сельской местности.
Вместе с тем сегодня при большом объеме производства продукции сельского хозяйства уровень ее переработки остается крайне незначительным. У нас перерабатывается всего около 1 процента овощей, 6 процентов плодов, 6 процентов мяса и 10 процентов молока. Очевидно, что здесь имеется огромный потенциал для развития.
Нельзя не отметить, что в последние годы в республике введены первые мощности по переработке риса (АО «Кизлярагрокомплекс», СПК «Риск», ООО «Нива»), современные цеха по убою скота и переработке мяса (ООО «Кизляр Урицкий мясокомбинат», СПоК «Агроиндустрия», СПоК «Агросоюз», ООО «Кизлярский мясокомбинат»). Это дало свои результаты, но их недостаточно.
Проблемой является и отсутствие современных логистических центров хранения произведенной продукции. Необходимы мощности современных хранилищ объемом до 300 тыс. тонн. Органам исполнительной власти республики, главам районов и городов необходимо обеспечить максимальное сопровождение инвестиционных проектов в сфере строительства оптово-распределительных центров.
В текущем году мы планируем ввести в эксплуатацию овощехранилища мощностью 10 тысяч тонн в Сулейман-Стальском районе и завод по переработке винограда мощностью до 25 тысяч тонн в г. Дербенте. У нас в активе также два крупных проекта по переработке мяса «Агромит» и по переработке плодов и овощей - «Ириб» на инвестиционной площадке «Уйташ». Планируем также поддержать их в этом году.
А теперь посмотрите, какой потенциал раскрывается в животноводстве, особенно с учетом интереса к его продукции со стороны внешних потребителей. Рост экспорта мяса вырос за 2018 год более чем в 20 раз. Это, безусловно, хорошие результаты, но надо смотреть дальше! Наша задача - не просто быть поставщиками сельхозпродукции, но и предлагать на рынок продукцию глубокой переработки, оставляя добавленную стоимость в республике.
С учетом повышенного спроса к продукции животноводства нам нужно подстроиться под эту ситуацию. С одной стороны - важно не допустить значительного роста цен на внутреннем рынке, с другой – необходимо оперативно проработать вопрос возможного расширения кормовой базы и откормочных площадок для скота.
Известно, что основной привес мелкий рогатый скот получает на летних (горных) пастбищах, и большая часть ее теряется при перегоне на зимние. А если учесть, что таким образом ежегодно перегоняется порядка 1,7 млн голов скота, то потери живой массы составляют около 7 тысяч тонн. Для сравнения, сегодня мы экспортируем 4,2 тысяч тонн баранины. В этой связи полагаю целесообразным организовать работу по созданию мобильных и стационарных площадок для забоя овцепоголовья на местах пастбищ, предусмотрев уже в этом году средства в объеме не менее 150 млн рублей на поддержку таких проектов.
Следующий важный вопрос – это эффективное использование сельскохозяйственных земель и состояние мелиоративной системы. Сейчас в республике из 400 тысяч гектаров орошаемых земель фактически орошается лишь две трети (или 271 тыс. га). При этом около 70 процентов продукции растениеводства республики производится на орошаемых землях. Отсюда и значительные упущенные возможности в производстве растениеводческой продукции, и растущее отставание от показателей в животноводстве.
В этой связи необходимо обеспечить проведение работ по реконструкции гидротехнических сооружений и приведению их в нормативное состояние. Нужно проработать вопрос дополнительного привлечения средств, в том числе из федерального бюджета, для модернизации мелиоративных объектов.
В результате бессистемного выпаса скота в северном регионе прогрессируют процессы опустынивания. Здесь в зимний период ежегодно содержится более 2 млн голов овец и коз. Площадь подверженных опустыниванию земель составляет уже около 1 млн гектаров. Обращаю внимание Правительства республики на необходимость принятия мер по решению указанной проблем и поручаю изыскать в республиканском бюджете средства в размере 500 млн рублей на развитие мелиорации.
Наши климатические условия благоприятны для выращивания семян большинства овощных и бахчевых культур - задача максимально использовать их для формирования кластера семеноводства. В этих целях необходимо принятие мер по научной организации семеноводства, включая проработку вопроса создания филиала Федерального научного центра овощеводства в республике. Я неоднократно говорил о роли науки в развитии отраслей экономики Дагестан, это как раз тот случай, когда нужно приложить все усилия для организации работы такого центра. Спрос на семенной материал имеется.
Огромное значение имеет возрождение рыбной отрасли. Сейчас научно-обоснованный объем вылова рыбы составляет более 100 тыс. тонн в год, в том числе кильки 80 тысяч тонн, основные объемы которой сосредоточены у побережья Дагестана. А по факту мы вылавливаем порядка 7 тыс. тонн. Основным сдерживающим фактором здесь является отсутствие флота и перерабатывающих мощностей.
Понимая это, мы приняли решение о покупке двух рыбопромысловых судов в лизинг, соответствующие средства (по 60 млн руб. на судно) будут учтены в бюджете. Правительству необходимо и далее способствовать реализации проектов, направленных на обновление рыбопромыслового флота, увеличение вылова каспийской кильки, развитие переработки рыбы. А то у нас получается – килька есть, томаты есть, а «кильки в томате» нет! И это при том, что данная продукция пользуется большим спросом, в том числе со стороны структур Минобороны.
Уважаемые коллеги!
С начала 2019 года Дагестан, как и вся страна, перешел на новую систему обращения с отходами. Работа, можно сказать, начата с чистого листа, и сделать в этом направлении предстоит очень много. Главная наша задача – навести чистоту в республике, создать действенную систему обращения с отходами. Здесь необходимо обеспечить четкое и эффективное взаимодействие Правительства республики, муниципальных образований и самих региональных операторов.
В ближайшей перспективе мы должны привести в надлежащее санитарное состояние все места для сбора и накопления мусора в наших городах и районах. В Махачкале и других городах республики уже можно видеть, как строятся новые и реконструируются действующие контейнерные площадки, приобретается новая мусороуборочная техника.
В рамках национального проекта «Экология» в ближайшие три года в республике должны быть построены и введены в эксплуатацию 6 мусоросортировочных комплексов и один отходоперерабатывающий техноцентр.
Большая работа предстоит и по ликвидации всех свалок, находящихся в пределах наших городов, которые имеют огромный накопленный объем мусора и наносят непоправимый вред экологии.
У нас до сих пор не было ни одной лицензированной свалки, отвечающей всем требованиям природоохранного законодательства. Благодаря принятым мерам сегодня у нас уже есть две лицензированные свалки (гг. Кизляр, Избербаш) и в текущем году будут еще две (г. Дербент, с. Магарамкент).
Но нам не стоит полагаться только на бюджетные средства, должна вестись активная работа по привлечению внебюджетных средств в сферу обращения с отходами.
Огромный ущерб окружающей среде наносила деятельность кирпичных заводов, которые осуществляли обжиг кирпича напольным методом и, кроме вреда экологии, создавали реальную угрозу безопасности полетов на подступах к аэропорту Уйташ. Мы их закрыли и тем самым решили серьезную экологическую проблему.
Одной из важных экологических задач является расширение площадей под зелеными насаждениями. Нами был инициирован проект «Зеленые километры», в рамках которого осенью прошлого года были высажены десятки тысяч деревьев, и сейчас эта работа продолжается.
Хочу поблагодарить тысячи неравнодушных дагестанцев, принявших участие в данной инициативе. Необходимо эту акцию превратить в добрую традицию во всех уголках республики, активно вовлекая население и используя потенциал всех общественных организаций, молодежных объединений. Призываю глав муниципальных образований поддержать эту работу.
Раньше при строительстве дорог всегда создавали лесополосы. И когда мы сажали деревья, то видели на отдельных участках деревья, которые сохранились еще с тех пор и которые сажали наши деды. Наша задача восстановить эту хорошую практику.
Уважаемые коллеги!
В республике имеется хороший потенциал для развития туризма. Ежегодно растет количество туристов, посещающих Дагестан. В то же время инфраструктура отрасли пока не соответствует современным запросам и общепринятому уровню сервиса.
Одним из критериев эффективности деятельности глав муниципальных образований должны стать показатели по росту количества туристов, наличию объектов туристской инфраструктуры, гостиниц, доходов от туристической деятельности в местные бюджеты. Надо создавать условия для развития предпринимательской активности в этом направлении.
Важно обеспечить безопасность и комфорт посещения традиционных туристических объектов, среди которых бархан Сарыкум, Сулакский каньон, Чиркейское и Миатлинское водохранилища и пр. Несмотря на популярность этих мест, здесь отсутствует элементарная инфраструктура. Необходимо обеспечить создание сети типовых объектов тентовой инфраструктуры, которая будет обеспечивать потребности туриста в комфорте. Реализация проекта позволит создать новые рабочие места для местного населения и расширить рынок сбыта продукции народно-художественных промыслов.
Министерству туризма совместно с Министерством культуры необходимо проработать вопрос создания, по аналогии с общероссийским брендом «Золотое кольцо России», брендового туристского маршрута, включающего наиболее значимые достопримечательности и объекты турпоказа Дагестана. Архитектурные памятники, музеи, театры и центры традиционных художественных промыслов должны составлять единый культурно-туристский кластер.
Необходимо активнее развивать и пропагандировать новые направления в туризме, например, такие, как агротуризм, экстремальный, этнокультурный и познавательный туризм, вовлекать в него молодежь. Это посыл в том числе и к главам муниципальных образований: нужна ваша активная позиция в этом направлении, способность работать с инвесторами, договариваться с жителями, находить подходящие участки, обеспечивать инфраструктурой.
Нужно продолжить работу над включением туристических маршрутов Республики Дагестан в топ 10 маршрутов России в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Перспективным видом туризма для Дагестана может стать круизный и яхтенный туризм. Организационная работа совместно с инвесторами в республике уже проводится в городе Дербент. Нам необходимо создать соответствующую инфраструктуру для организации круизного судоходства по маршруту Астрахань-Махачкала-Дербент с перспективой выхода в порты сопредельных стран.
В целях популяризации Дагестана как уникального туристического региона считаю также целесообразным провести у нас международный туристский форум. Поручаю Правительству проработать этот вопрос с Ростуризмом.
Уважаемые друзья!
2019 год объявлен Указом главы государства Годом театра, старт которого состоялся недавно в Избербаше с открытия Даргинского театра.
Перед нами большой пласт работы - это реализация на высоком уровне ряда крупных театральных проектов: передача символа Года театра в рамках Всероссийского театрального марафона, Международный фестиваль «Волшебный мир театров кукол стран БРИКС», Международный фестиваля народных любительских театров Прикаспийских стран и регионов России «Театр традиций».
Для нашей республики это особенно значимо, поскольку Дагестан славится богатыми театральными традициями и развитой театральной сетью – в регионе 12 государственных и 30 народных театров.
Уровень культуры общества в значительной степени определяется состоянием профессионального музыкального, хореографического и театрального искусства.
В этой части в республике имеется ряд не решавшихся годами проблем. Это отсутствие современной материальной базы у Академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка», являющегося визитной карточкой республики; аварийное состояние зданий Дагестанской государственной филармонии и Табасаранского театра; завершение второго этапа строительства Дворца культуры в Махачкале; отсутствие здания у Азербайджанского театра.
Правительство Республики Дагестан будет работать настолько эффективно в данном направлении, насколько мы будем наращивать объем дополнительных доходов.
Необходимо продолжить работу по развитию культурной среды, поддержке творческой деятельности, созданию условий для развития межрегионального и межнационального культурного сотрудничества с целью интеграции традиционной культуры и профессионального искусства республики в мировое культурное пространство – эти задачи поставлены перед сферой культуры и в рамках Национального проекта «Культура».
Дагестан является уникальным субъектам нашей страны с точки зрения материального и нематериального культурного наследия. Это обстоятельство является неоспоримым конкурентным преимуществом на рынке туристических услуг и должно быть использовано для формирования конкурентоспособной туристической отрасли в Дагестане.
Актуальным остается внедрение современных технологий в искусстве, открытие виртуальных представительств ведущих отечественных музеев, концертных залов, расширение доступа к мировым и отечественным библиотечным ресурсам. Нужно использовать этот потенциал для вовлечения молодежи в современный культурный процесс.
Коллеги!
Дагестан всегда славился своими спортсменами. У нас 27 олимпийских чемпионов, 71 чемпион мира и 110 чемпионов Европы. Не каждое государство может гордиться такими достижениями.
В прошлом году на чемпионате мира в Будапеште впервые в составе сборной команды России выступило 7 дагестанских спортсменов, которые завоевали 6 медалей (3 золотых, 1 серебряная, 2 бронзовые). Недавно прошел Кубок мира по вольной борьбе в Якутии (16-17 марта), где российская команда заняла первое общекомандное место, дагестанские спортсмены завоевали 7 золотых медалей. Хочу поздравить их с победой!
Всего в 2018 году на чемпионатах и первенствах мира дагестанские спортсмены завоевали 15 медалей различного достоинства (8 золотых, 4 серебряных, 3 бронзовых), на чемпионатах и первенствах Европы - 26 медалей (14 золотых, 8 серебряных, 4 бронзовых).
По итогам выступлений на первенствах и чемпионатах России, Европы и мира в основной и резервные составы сборных команд России включено 330 дагестанских спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта.
Хорошо развит и массовый спорт. В сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» в 2018 году приняло участие 18 600 человек, в том числе 3 800 выпускников общеобразовательных учреждений республики.
Мы уделяем внимание развитию материально-технической базы спорта.
В этом году будут введены спортзал в с. Ансалта Ботлихского района, физкультурно-оздоровительные комплексы в г. Буйнакске и г. Хасавюрте, футбольные поля с искусственным покрытием в г. Буйнакске, с. Кафыр-Кумух Буйнакского района и с. Новокаякент Каякентского района.
Особое внимание необходимо уделить развитию школьного и студенческого спорта, организации и проведению внутришкольных, городских и республиканских спортивных мероприятий по различным видам спорта.
Кроме того, хочу отметить предложение Абдулманапа Нурмагомедова и Министра спорта республики по созданию на территории Дагестана Центра по подготовке спортсменов по смешанным единоборствам. Республика обладает уникальными особенностями, которые создают особые условия для тренировок в условиях перепада высот. Проект позволит проводить сборы российских и иностранных команд.
Также в текущем году спортивная общественность выразила заинтересованность в развитии такого популярного вида спорта, как хоккей. Думаю, пришло время по проработке вопроса строительства на территории республики современной ледовой арены.
Коллеги!
В своем Послании Президент страны В.В. Путин отметил положительный опыт регионов в реализации проекта «Бережливая поликлиника», в результате которой сокращаются очереди, люди начинают чувствовать уважительное, бережливое отношение к себе со стороны государства.
Главой государства дано поручение Правительству России совместно с регионами внедрять эти механизмы, которые «мотивируют управленческий и медицинский персонал повышать качество работы».
Хочу отметить, что внедрение механизмов бережливого управления позволяет в разы повысить эффективность не только в учреждениях здравоохранения или на производстве, но и в государственном, и муниципальном управлении, в работе органов исполнительной власти, сокращать сроки получения государственных и муниципальных услуг. Это показывает опыт субъектов Российской Федерации, где они уже внедрены.
В республике с прошлого года при методической поддержке госкорпорации «Росатом» реализуется проект «Бережливое правительство». В прошлом году в проекте участвовало 5 органов исполнительной власти региона и 6 учреждений (МФЦ, учреждения здравоохранения и образования). Есть уже первые результаты.
Так, в детской поликлинике № 1 (г. Махачкала) сокращено время ожидания в очереди в регистратуру с 30 до 2 минут, исключено пересечение здоровых и больных пациентов, в городской клинической больнице №1 (г. Махачкала) сокращено время ожидания в очереди при заборе крови на анализ: во взрослой поликлинике - с 28 до 2 минут, а в детской - с 23 до 2 минут.
Сроки предоставления пособия на ребенка через МФЦ сокращены с 21 до 10 дней. А эту услугу получают ежегодно более 200 тысяч человек.
Внедрение бережливых технологий управления позволяет выполнять больше работы, не привлекая дополнительных трудовых ресурсов и финансовых затрат, только за счет переосмысления процессов, применяя здравый смысл и логику, с заботой о людях оптимизировать предоставление многих услуг населению.
В 2019 году все органы исполнительной власти РД должны у себя начать реализацию этого проекта, открыть проектные офисы, провести работу по оптимизации наиболее востребованных и проблемных процессов, особенно связанных с предоставлением услуг населению. Считаю также необходимым включить в проект муниципалитеты.
Кстати, у нас в Доме Правительства есть отдельная комната, где собираются рабочие группы и обсуждают вопросы оптимизации управленческих процессов, каждый работник может ознакомиться с принципами этого проекта, внести свои предложения. Предлагаю каждому, будучи в нашем здании, посетить эту комнату.
Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан совместно с органами исполнительной власти республики и муниципалитетами необходимо обеспечить успешную реализацию данного проекта и достичь запланированных результатов.
Люди должны чувствовать постоянное улучшение в работе органов власти, видеть реальные изменения к лучшему на территориях.
Уважаемые дагестанцы!
Для достижения поставленных Президентом страны национальных целей и решения стратегических задач необходима эффективная кадровая политика.
Дагестану нужны новые управленцы, которые будут руководствоваться принципами честности, профессионализма, добросовестного служения людям и результативностью работы.
Опыт кадрового конкурса «Мой Дагестан» необходимо распространить и на уровне муниципальных образований. Запрос со стороны общества на это имеется.
Эффективная кадровая политика предполагает не только назначения на различные должности. Необходимо сформировать действенную систему отбора людей, обладающих управленческим потенциалом, их профессионального и личностного развития.
В Администрации Главы и Правительства республики такая работа уже налажена. У нас сформирована хорошая управленческая команда, в том числе набранная из числа резервистов. Работают социальные лифты для наиболее перспективных молодых управленцев. Систематически проводится обучение и переподготовка руководящих кадров. Мы находим возможность мотивировать и поощрять наиболее эффективных и добросовестных работников, в том числе предоставлением субсидий на улучшение жилищных условий, премированием отличившихся сотрудников за счет экономии.
Следует наладить систему селекции кадров для органов власти уже в студенческой среде, обеспечить их адаптацию к управленческим навыкам и трудоустраивать в министерства и ведомства республики. Это будет наглядный пример социального и профессионального лифта для молодого специалиста.
Уважаемое высокое собрание!
Многие из вас в ноябре прошлого года присутствовали в соседнем зале на представлении обновленного состава Правительства республики. Кандидаты в руководители органов власти были представлены перед лицом общественности и отвечали на поставленные вопросы. Это подчеркивает принципы открытости власти и вовлекает общественные институты в процесс формирования политической и экономической повестки республики. Сегодня Послание Главы Республики Дагестан Народному Собранию также оглашается с приглашением общественности, заслуженных людей, кому небезразлична судьба нашей республики.
Мы все вместе вовлечены в процессы обновления Дагестана, решение наиболее острых и наболевших проблем в жизни республики. Нам удалось остановить коррупцию, изменить кадровую политику, сделать власть открытой и обеспечить прозрачность при принятии важнейших решений, заложить фундамент для роста экономики республики.
Все задачи, которые сегодня прозвучали в Послании к Народному Собранию Республики Дагестан, направлены на создание условий для позитивных преобразований, развития экономики и социальной сферы, роста благосостояния людей, обеспечение мира и согласия на нашей земле.
Президент России поставил перед нами задачу – сделать Дагестан динамично развивающимся регионом, в короткие сроки вывести его на уровень среднероссийских показателей. Это – непростая задача.
У нас сформирована команда профессионалов, которая позволяет мне сегодня уверенно заявить, что совместно мы справимся с вызовами, стоящими перед республикой.
Вспомним события пятилетней давности в Крыму, когда его жители сделали свой исторический выбор, проголосовав за воссоединение с Россией. В тот судьбоносный момент я был в Крыму и видел, в каком положении находился полуостров. Тогда было немало скептиков, которые утверждали, что на восстановление Крыма уйдет не одно десятилетие, не хватит ни сил, ни средств.
Но народ поддержал Президента, и мы справились. Восстановили экономику Крыма, построили мост. Вот что может сделать государство, когда власть и народ едины!
В Дагестане много проблем, сегодня я их обозначил.
Формат Послания исключает диалог, но Правительство республики будет готовить план мероприятий по реализации положений Послания, в котором будут учтены предложения депутатов, членов Совета Федерации, всех, кто пожелает высказать свое мнение. Я надеюсь, что дагестанское общество не останется в стороне, включится в обсуждение обозначенных мною приоритетов и выработку конкретных решений. 
Только так, совместными усилиями власти и народа, нам удастся добиться успеха!
Уважаемые друзья! Президент России Владимир Владимирович Путин всегда был рядом с нами – и в тяжелые для республики и всей страны дни 99-го года, и сейчас. Мы, дагестанский народ, всегда поддерживали и будем поддерживать курс Президента. Мы – одна команда!
Я убежден, что вместе мы решим все поставленные задачи!
Благодарю вас за внимание!»
Под аплодисменты собравшихся Глава Республики Дагестан Владимир Васильев вручил текст Послания Первому заместителю Председателя Народного Собрания Республики Дагестан Сайгидахмеду Ахмедову.